Медицина в период зарождения капитализма в Западной Европе XVI-XVIII веков


Капитализм в Западной Европе зародился в недрах феодализма. В XIV-XVI веках в Европе появились буржуазные отношения и к XV веку стали отмечаться упадок и разложение феодализма, распад феодальных отношений. Этот ход разложения феодального общества начался в XV веке в итоге роста производительных сил и развития товарооборота. В конкретных городах, размещенных на Средиземном море, встречались зачатки капиталистического изготовления, а в XVI веке там начался период капитализма.

Италия была той страной, где феодальные отношения получили I-е удары с позиции формировавшегося капиталистического изготовления. Это передовое место Италии на I-х ступенях развития буржуазных отношений и обусловило ее прогрессивную роль в период Возрождения. Максимально передовой в сев. Италии была Венеция. Принадлежавший Венецианской республике университет в Падуе играл прогрессивную роль в развитии науки эпохи Возрождения.

Экономические успехи буржуазии были именно связаны с изменениями в области техники, в области практических познаний, применяемых в ходе изготовления. Во II половине XV столетия произошли решающие перемены, настоящая техническая революция, которая по собственному значению для развития капитализма уступает только промышленной революции XVIII столетия. В особенности велико было значение устройства ветряного двигателя, самопрялки, наливного водяного колеса, доменного металлургического процесса, печатного станка, широкого использования компаса. Последние 3 устройства, по заверениям К. Маркса, явились необходимой предпосылкой буржуазного развития.

Наряду с натуральным и меновым развивалось денежное хозяйство.

Конец феодального периода с его новыми чертами, (рост ремесла и торговли, развитие и появление мануфактуры, развитие изготовления) ознаменовался поисками новых рынков, расширением и приобретением колоний, что и вызвало дальние путешествия и большие географические открытия. "Необходимость в всегда увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду она обязана внедриться, всюду обосноваться, всюду установить коммуникации" (Манифест коммунистической партии).

Поиски новых торговых путей в коммуникации с закрытием караванных путей, из-за распада монгольского царства и падения Константинополя (1453), привели к великим географическим открытиям: в 1492 г.- открытию Америки Христофором Колумбом, в 1497 г. - открытию Васко де Гамой морского пути в Индию кругом Африки, в 1519-1522 гг. первому кругосветному путешествию Магеллана. Великие географические открытия оказали существенное влияние на экономическое, культурное и политическое рост народов Европы. С этого время начался период колониальных захватов и колониальных войн.

Развитие городов, торговых и промышленных центров приводил к росту буржуазии - ремесленников и торговцев.

Развертывались классовые конфликты, выступления против феодалов, восстания крестьян и ремесленников, крестьянские войны, городские восстания. Буржуазия выступала против феодалов. Восстания крепостных крестьян и ремесленников потрясли феодальный строй в Европе в течение XIV-XVIII вв., подорвали его и привели к буржуазным и буржуазно-демократическим революциям, победа которых значила утверждение капитализма.

Спорадические успехи капитализма в Западной Европе, имевшие место еще в XIV-XV веках, в итоге великих географических открытий окончания XV - старта XVI столетия и связанных с ними экономических изменений, становились все более существенными. К концу же XVI столетия и в I-ой половине XVII столетия капитализм в Западной Европе стал серьезной, а в нескольких государствах решающей силой. Рост капиталистических элементов внутри феодализма во II половине XVI и в I-ой половине XVII столетия было настолько велико, что в этот период произошли I-е буржуазные революции в государствах, где капитализм достиг наибольших к тому время успехов - Нидерландах (1565-1579) и Великобритании (1649-1688).

В период зарождения буржуазных отношений наблюдались значительные сдвиги в идеологии. Формировалась прогрессивная, светская, гуманитарная культура, обострилась борьба материалистического и идеалистического направлений. Буржуазные идеологи подрывали диктатуру церкви, расшатывали основы эхоластической идеологии.

Буржуазия стремилась овладеть производительными силами, познать природу, увеличить власть человека над природой. Идеологи буржуазии, ее передовые деятели боролись против церковной идеологии и в этой борьбе применяли культурное наследие античной древности.

Начиная приблизительно с XII-XIII столетий в государствах Западной Европы в итоге развития товарного изготовления, усовершенствования ремесла, расширения торговли и роста городов усиливался интерес к науке, продавались познания, в частности познания, полученные от античного мира, арабских и иных вост. стран, проснулась и развивалась научная мысль. Средневековые изобретатели собственными переводами классических произведений древности знакомили европейское общество с достижениями восточной и античной культур. Вместе с иными культурными ценностями предыдущего Западная Европа обогатилась в эту эпоху наследием греческой медицины и передовой медицины народов Востока.

Развитие капитализма в недрах феодального общества обусловил развитие и зарождение новой, прогрессивной буржуазной культуры. В жизни народов Ю. Европы это времени носит наименование эпохи Возрождения. Термин "Возрождение наук и искусств" не точен, он отражает ошибку людей того время. Деятели эпохи Возрождения думали, что они возрождают античную культуру, однако этим не исчерпывалось содержание этого периода. Основными признаками эпохи Возрождения были быстрый развитие культуры, возрождение античной культуры, антагонизм аскетизму и схоластике средневековья.

Потребности растущего изготовления стимулировали технику и научные познания. Глубокие перемены в технике обусловили бурное рост точных наук. Ведущее значение приобрела механика, черпающая силу именно в собственной коммуникации с техникой. В особенности велико было значение механических и математических открытий для становления и развития астрономии. Изобретение новых стран дало широкий фактический материал: европейцы в первый раз видели немало новых растений и животных, узнали немало новых народов, их культуру, обычаи и т. п. "Важнейшая работа в начавшемся сейчас первом периоде развития естествознания состояла в том, чтоб справляться с имевшимся налицо материалом" .Далекие путешествия и географические открытия обогатили лекарственную медицину. Из Индии и Китая в Европу привозили опий, камфару, смолы и иные лекарственные в-ва, из Америки - хинную кору, гваяковое дерево, корни ялапы, плоды какао.Противопоставляя стандартным церковным учениям свое научное объяснение явлений мира, механика заняла ведущее положение в науке. Направление ее было в основном материалистическим, впрочем это и был материализм непоследовательный и ограниченный. Материалистическое направление отвечало трезвому практицизму нового класса. "Хотя вместе с расцветом буржуазии шаг за этапом шел гигантский развитие науки. Возобновились занятия астрономией, физикой, механикой, анатомией, физиологией. Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы характеристики физических тел и формы проявления сил природы... Сейчас наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании"".Подобные прогрессивные черты были присущи культуре и мировоззрению молодой буржуазии. Для дряхлеющей буржуазии в период ее заката, а тем паче в современный период ее разложения и маразма характерны противоположные черты - господство идеализма, мистики, антинаучных течений.I-я цель новой науки заключалась в ниспровержении схоластического мировоззрения и в утверждении нового мировоззрения. Естествознание должно было разорвать рамки старого теоретического мышления и завоевать право на самостоятельное жизнь, свободное от теологии.Произведения польского ученого Николая Коперника (1473-1543) "О круговращениях небесных сфер", опровергавшее старую геоцентрическую систему Птоломея. При этом новые идеи пробивали дорогу в тяжелой борьбе со старыми .представлениями. Инквизицией был сожжен Джордано Бруно (1548-1600), неутомимый борец за новое мировоззрение, выступивший против церкви и схоластики, и иные передовые деятели и мыслители. Жестоким преследованиям подвергался продолжатель дела Коперника Галилей (1564-1642).Медицина, в особенности анатомия, также пробивала брешь в догматизме, в схоластической теологии средневековья и тем подготовляла крушение схоластики и торжество материализма.Для культуры и науки эпохи Возрождения характерно большое внимание к телу, а отсюда к анатомии. В широком кругу разных интересов и познаний выдающихся людей эпохи Возрождения медицина занимала почетное место. Большие деятели этой эпохи интересовались медициной. Врачи в собственную очередь обладали самыми разными знаниями. В общественных утопиях эпохи Возрождения и следующего за ней столетия - в "Утопии" Томаса Мора (1478-1535), "Городе солнца" Фомы Кампанеллы (1568-1639), "Новой Атлантиде" Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) поднимались вопросы медицины и врачу отводилось большое место в разрешении вопросов как личной, так и социальной жизни.Опытный способ в науке. В познании природы крупную роль сыграл опытный способ. Представители естествознания отказались от прошлого слепого подчинения авторитету и стремились уточнить все положения способом опыта. Большие представители науки и материалистической философии в XVI-XVII веках высоко ценили опытный способ в науке.Видным ранним представителем опытного способа был Леонардо да Винчи. Взгляды Леонардо да Винчи типичны для деятеля эпохи Возрождения. Он не отрывался от практики и связывал научную деятельность и практику воедино и писал: "Если ты скажешь, что науки, которые начинаются и кончаются в голове, обладают истиной, с этим нельзя согласиться. Это неверно по многим причинам и в первую очередь посему, что в этих умственных рассуждениях не принимает участие опыт, без которого ничто не может утвердиться с достоверностью".Англ. философ-материалист XVII столетия Френсис Бэкон писал: "Чувства непогрешимы и составляют источник любого познания". Его современник и единомышленник доктор Вильям Гарвей говорил: "Анатомии обязаны учиться и учить не по книгам, не из догматов учености, а препаровкой в мастерской природы".В итоге XVII столетия голландский доктор Герман Бургав утверждал, что главным способом, которым медицина достигает успехов, является тщательное наблюдение в общей сложности, что случается в человеке,- здоровом, больном, умирающем и мертвом.Против галенизма и схоластики в медицине одним из I-х выступил уроженец Швейцарии Парацельс (1493-1541). В 1515 г. Парацельс взял степень доктора медицины в Ферраре (Северная Италия) и несколько лет провел в скитаниях по Европе. В 1527 г. Парацельс стал читать лекции по медицине в Базельском институте.Парацельс преподавал по своим сочинениям практическую и теоретическую медицину, основываясь на своем опыте. Парацельс отвергал авторитеты. В базе медицины, по Парацельсу, лежит эесперименты Яля подтверждения обязаны служить не авторитеты, а эесперименты и идеи. Опыт - высочайший учитель. Лишь опытом удается установить, что неплохо, полезно и соответствует истине. Вне опыта нет познания. Парацельс порекомедовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной коммуникации хирургии и терапии, в то времени резко разделявшихся; он считал, что та и иная "исходят из одного познания". В лекарствоведении Парацельс развил новое для собственного время учение о дозе лекарств: "Все есть яд и ничто не лишено ядовитости. 1 лишь доза делает яд незаметным". Парацельс считал, что совершающиеся в человеческом теле процессы являются химическими и что химии суждено сыграть огромную роль в медицине. От врача-ученого Парацельс требовал работы в лаборатории и с гордостью говорил о себе и своих учениках, что они "отдых в лаборатории находят, пальцы свои в угли и в отбросы и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые и подобны кузнецам и угольщикам закопченным".Преподавая терапию и хирургию, Парацельс водил учеников к постелям больных, на ботанические экскурсии в поле и горы, высказывался за применение в медицине достижений химии, ввел в лечебную практику немало химических веществ (ртуть при сифилисе, свинец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк), широко применял опыт народной медицины. С интересом к химии связано применение и открытие Парацсльсом минеральных вод.Собственными смелыми высказываниями, новым способом преподавания медицины, тем, что он писал свои медицинские сочинения не на обыкновенном для средневековой науки латинском языке, а на родном, понятном народу немецком, Парацельс вооружил против себя массу врачей-схоластов и был изгнан из Базеля. Будучи человеком собственного столетия, Парацельс не сумел освободиться от ряда заблуждений и пережитков средневековья. Как в учении об "архее", регулирующем духовном принципе организма, так и в иных сторонах его системы весьма проявилось влияние мистики и веры. В личности Парацельса наглядно сказалась раздвоенность, противоречивость деятелей эпохи Возрождения. Парацельс отразил внутреннее противоречие людей переходной эпохи, время крутого перелома, напряженной борьбы старого с новым - борьбы отмиравшего, однако еще отнюдь не усопшего феодализма с восходящим капитализмом.Слабые стороны убеждений Парацельса, элементы средневековой мистики в его учении применяли фашистские изуверы. Они пробовали связать его со собственной злодейской "германской медициной" и приписать ему роль ее предшественника и даже основоположника. В то же времени новаторские, прогрессивные идеи Парацельса, самостоятельное преодоление им множества пережитков схоластики, его передовую для собственного время врачебную деятельность они извратили и замалчивали. Попытки исказить подлинный образ Парацельса были обычной фашистской фальсификацией и клеветой.Рост анатомии. Для XVI столетия в Италии характерен интерес к анатомии, изучению человеческого тела, его строения и функции. Христианская вера утверждала, что человеческое тело бренно и является лишь временным вместилищем вечной, божественной души ("темницей для себя") и что христианин должен заботиться лишь о душе, считая заботы о теле греховными. Вскрытие трупов было запрещено и разрешалось лишь в институте 1 раз в 2-5 лет. Молодая, крепнущая буржуазия стремилась познать материальный мир и овладеть им, научиться руководить им, в частности воскресила древний лозунг: "Познай самого себя".Эпоха Возрождения породила плеяду творцов анатомии, заложивших фундамент правильных и более полных представлений о строении и функциях человеческого тела.Прежде XVI столетия Галей был предметом суеверного почитания. Авторитет Галена был так велик, что если анатом достигал результатов других, чем Гален, то их принимали за аномалию или считали заблуждением, а если эта аномалия была постоянна, ее приписывали перерождению человеческого рода, изменению строения тела человека. Наряду с произведениями Галена учебным пособием по анатомии в XIV-XV веках был учебник Мондино, составленный в XIV веке по письменным материалам, так как сам Мондино практически не производил вскрытия трупов.Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) был разносторонним исследователем - математиком, инженером, механиком, которому должны важными открытиями разные отрасли науки. Руководствуясь интересами живописи И скульптуры, Леонардо да Винчи в 1489-1514 гг., в особенности в 1510- 1511 гг., при помощи анатома Торре в больницах Сев. Италии произвел вскрытия ряда (прежде 30) трупов и сделал при этом тщательные зарисовки.Сохранилось 13 томов (более 200 листов) анатомических рисунков да Винчи. Леонардо да Винчи предполагал даже написать широкий "Трактат по анатомии".Большую роль в изготовлении научной анатомии в XVI веке сыграл доктор Андрей Везалий (1514-1564). Он I поднял анатомию на высоту науки.Везалий появился на свет в Бельгии, учился медицине в Столице франции в Монпелье, в студенческие годы Везалий не был удовлетворен изучением анатомии по древним сочинениям Галена и тайными вскрытииvm человеческих трупов пополнял свои сведения. В 1537 г. Везалий стал профессором анатомии в Падуанском институте. В новых условиях сев. Италии Везалий взял возможность открыто осуществлять вскрытия трупов. Это дало Везалию возможность дополнить познания о строении человеческого тела, по-новому выстроить преподавание анатомии. Везалий сопровождал лекции демонстрациями трупов, и опытами на живых животных.В 1543 г. Везалий опубликовал собственный основной труд "О строении человеческого тела" ("De corporis humani fabrica") где в систематическом порядке описал скелет, связки и мышцы, нервы, сосуды, органы пищеварения, половые органы, сердце и органы дыхания, мозг и органы чувств. В этой книжке Везалий на базе накопленных исследований создал новую анатомию, серьезно дополнил и уточнил сведения о строении человеческого тела. Изучая медицину еще в Монпелье и Столице франции, Везалий усомнился в правильности положений Галена, пользовавшегося тогда непререкаемым авторитетом. В собственном капитальном сочинении Везалий открыто выступил Андрей Везалий в возрасте 26 лет (1514-1564) (Гравюра по портрету, написанному Калькаром. Париж. Лувр).против Галена. Гален вскрывал обезьян и свиней, распространив обнаруженное им на человека. Везалий указал на ошибки Галена, касающиеся строения мышц кисти руки, тазового пояса, грудной кости и др., однако до целого строения сердца. Гален утверждал, что в сердечной перегородке взрослого есть отверстия, возникшие еще в период утробного развития, и что по этой причине кровь проникает из правого желудочка именно в левый. Установив непроницаемость сердечной перегородки, Везалий пришел к мысли, что должен иметься который-то иной путь проникновения крови из правого сердца в левое. Описав клапаны сердца, Везалий построил основные предпосылки для открытия легочного кровообращения, однако это изобретение было создано уже его преемниками.Везалий в собственной книжке не ограничился одной описательной анатомией; параллельно он касался и вопросов физиологии. Везалий представляет собою старт новой эры в медицине. Его значение заключается в том, что он I восстал против преклонения перед авторитетом Галена и представил строение человеческого тела по своим исследованиям. И. П. Павлов в предисловии к переводу книжки Везалия на российский язык писал: "Труд Везалия-I-я анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая лишь указания и мнения старинных авторов, а опирающаяся на работу свободно исследующего ума". Книга Везалия обильно оснащена художественно выполненными рисунками. Нужно подчеркнуть свойство таких рисунков. Труп у Везалия не лежит: на рисунках скелет или мышечный препарат постоянно изображен в конкретной позе: в трудовом ходе, в движеньи, с напряженными мускулами, на фоне природы. Везалий продемонстрировал не только лишь строение тела, но еще и его функции.Книга Везалия была встречена насмешками и враждой. Продолжение его работы встретило большие затруднения. Парижский его учитель Яков Сильвий объявил Везалия сумасшедшим. Не допуская вероятности ошибок у Галена, Яков Сильвий скорее был готов допустить изменение строения тела человека за прошедшие столетия. Предвидя заблаговременно подобную встречу собственного усилий, Везалий писал: "Я поставил себе задачу продемонстрировать строение человека на нем самом. Гален же производил вскрытия не людей, а животных, в особенности обезьян. Это не его вина он не имел иной вероятности. Однако виноваты те, кто сейчас, имея перед глазами органы человека, упорствуют в воспроизведении ошибок. Разве уважение к памяти большого деятеля должно выражаться в повторении его ошибок , подобно попугаям, повторять с кафедры содержание книжек, не делая собственных наблюдений". Легче Везалия возбудили церковное преследование: его анатомические описания противоречили библейскому сказанию об извлечении богом одного ребра у Адама для сотворения Евы. Стало быть, у мужчин не может оказаться одинакового количества ребер слева и справа, утверждали богословы.Везалий был должен оставить кафедру в Падуе и был включен в количество придворных врачей испанского "католического короля", где уже не мог продолжать научную работу .и отвечать критикам, не имея под руками трупов. В это тяжелое для него времени Везалий в отчаянии сжег доля своих новых работ. Совершая "покаянное путешествие на поклонение пробу господню" в Иерусалим, он надеялся на обратном пути снова возвратиться в Падуанский университет. Однако при кораблекрушении у берегов ю. Греции он был выброшен на малообитаемый остров Занте, где и погиб от голода и болезни.В XVI веке одномоментно и после Везалия ряд анатомов, по большей части в Италии, написан и серию работ по анатомии животных, физиологии и эмбриологии. В XVI и начале XVII столетия работали врачи-анатомы: Фаллопий, Евстахий, Ботало, Аранций, Варолий, Баугиний, Азеллий, Фабриций и др. Имена названных анатомов, вошедшие в анатомическую терминологию, показывают, как разнообразны были анатомические структуры, описанные такими исследователями.В XVI веке были созданы важнейшие открытия в учении о сосудах,, и последующее рост его послужило базой для новой системы, обусловившей полный переворот в практической и теоретической медицине. Прежде XVI столетия вены считались самыми важными сосудами, содержащими подлинную кровь. Считали, что они играют главную роль в питании, по этой причине во всех руководствах того время их описывали в I-ой главе. На артерии смотрели, как на проводники жизненных духов из сердца однако все органы. Даже Везалий писал об артериях после вен и отнюдь не так детально, как о венах. Преемники Везалия находили новые доказательства и обоснования его догадок о кровообращении. Коломбо, самый близкий преемник Везалия, проследил путь движенья крови в легких. Фаллопий внес в изыскания Везалия ряд исправлений и уточнений, изучил рост зародыша. Фабриций дал описание венозных клапанов, доказав этим, что ни венам кровь движется к сердцу, а не от сердца; ясного представления об этом раньше не имелось. Так постепенно была изучена система кровообращения, которую позже описал в собственном труде Вильям Гарвей.Большую роль в создании и пропаганде опытного способа в естествознании и медицине сыграл выдающийся англ. философ-материалист XVII столетия Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон выступал против схоластики. Он считал, что природу нужно исследовать, основываясь на опыте. Настоящая философия, по Бэкону, обязана строиться на анализе явлений природы. Наука в понимании Бэкона есть постоянно опытная наука и заключается в использовании рационального способа к данным, доставленным внешними чувствами.Период первоначального капиталистического накопления в Великобритании в XVI-XVII веках. Общественно-политические взгляды Бэкона отражали интересы крупной английской буржуазии и обуржуазившегося дворянства. В построении собственного философского учения Бэкон не изжил еще воздействия средневековья. Однако в естественнонаучных взглядах Бэкон в полном соответствии с интересами с большой скоростью растущей буржуазии выражал прогрессивные тенденции собственного время, ставя задачу овладеть вероятно крупным числом "тайн природы". Формальной логике Аристотеля, словесному дедуктивному искусству спора схоластов Бэкон противопоставил новую, индуктивную логику. Дедукцию, идущую от слов к словам, Бэкон считал матерью ошибок и бедствием науки. Дедукцию, по его мнению, требуется заменить индукцией, идущей от фактов к установлению законов и подразумевающей тесный союз м/у опытом и разумом. "Те, кто занимались науками,-писал Бэкон,- были эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, лишь собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань". Бэкон считал, что подлинный физик должен уподобиться пчеле: "Пчела же избирает средний метод: она извлекает материал из сада и поля, однако располагает и изменяет его своим уменьем".Прогрессивные взгляды Бэкона сыграли крупную роль в развитии научного знания. Не будучи врачом, Бэкон занимался естественными науками и проявил высокой интерес к медицине. В собственной книжке "О достоинстве и всемогуществе наук" Бэкон остановился на состоянии медицины в его времени, ее задачах и перспективах и осветил эти вопросы в духе главных положений собственной материалистической философии. Многие высказывания Бэкона о медицине оказали рвлияние на ее дальнейшее рост. Для травильного понимания болезненных процессов Бэкон порекомедовал разрабатывать сравнительную анатомию (наиболее термин "сравнительная анатомия" был предложен Бэконом) и патологическую. Бэкон порекомедовал сравнивать человеческий организм с организмом животных и организм здорового человека с организмом больного. Бэкон упрекал современную ему медицину в схематизме, в отходе от Гиппократа, в утрате интереса к наблюдениям клинических явлений и к клиническим описаниям заболеваний. Бэкон призывал врачей к наблюдению у постели больного, считал, что врачи по данным наблюдения обязаны составлять описания заболеваний и делать клинические руководства. Он уделял внимание тоже вопросам лечения и восстановления здоровья.Он призывал врачей находить специфические лечебные средства, использовать минеральные воды и физические упражнения-Высказывания Бэкона по медицинским вопросам поставили новые задачи для врачей, осуществление которых стало делом дальнейшего.Изобретение кровообращения. Англ. доктор Вильям Гарвей (1578-1657) приложил философские положения Бэкона к конкретным вопросам медицины. После завершения медицинского образования в Великобритании Гарвей учился медицине в Падуе, где был учеником Галилея и Фабриция. Там Гарвей ознакомился с приложением опытного способа к анатомии. По возвращении в Британию он не ограничился практической деятельностью лечащего врача, однако немало занимался экспериментальными исследованиями, посвятив их изучению физиологии кровообращения и эмбриологии.В итоге многолетних наблюдений, экспериментов на животных и проверки на людях Гарвей в 1628 г. опубликовал собственную книгу "Анатомическое исследование о движеньи сердца и крови у животных", где подробно описал кровообращение, целиком опроверг старые представления александрийских врачей и Галена, державшиеся на протяжении множества столетий и господствовавшие в средневековой медицине. В предисловии к собственной книжке Гарвей писал об изобретателей, таких ему: "Больше всего признает, что все наше знание представляет лишь малую доля того, что нам неизвестно. Подобные просвещенные люди не лишают себя свободы изыскания и не подчиняются рабски преданиям и предписаниям авторитетов так, чтоб не веровать своим глазам, и не так преклоняются перед авторитетом старины, как собственной учительницы, чтоб изменить правде".У Гарвея были предшественники. В 1553 г. в Швейцарии был сожжен Мигуэль Сервет, испанский доктор, "еретик", вместе с его произведением "Восстановление христианства".В богословской, направленной против официальной церкви, книжке Сервета, от которой уцелело только несколько экземпляров, была глава, посвященная вопросам жизни организма. Сервет имел более правильное представление о движеньи крови в легких, чем Гален. Сервет указал на то, что объем легочной артерии слишком велик, чтоб доставлять в легкие кровь, необходимую только для их питания. Сервет утверждал, что кровь переходит из правого желудочка в левый не ч/з отверстие в перегородке, однако способом "долгого и волшебного обхода" ч/з легкие. Он описывал, как кровь в легких "вскипает" и меняет цвет. Есть предположение, что описавший легочное кровообращение Коломбо, ученик Везалия, знал это изобретение Сервета.Ценный материал для понимания кровообращения дали анатомы Фабриций и Фаллопий. О кровообращении писал к тому же выдающийся философ эпохи Возрождения Джордано Бруно, осужденный инквизицией и сожженный в 1600 г. Изучал кровообращение и римский проф. Андрей Цезальпин. Однако никто из предшественников Гарвея не дал картины- кровообращения в целом и научного его объяснения.Собственную книгу "О движеньи сердца и крови у животных" Гарвей опубликовал после многолетней работы. Гарвей в первый раз применил способ точного расчета к изучению процесса в организме. Он доказал, что заключающаяся в организме масса крови обязана возвращаться обратно в сердце, что артерии не обладают, как думал Гален, "пульсирующей силой", а пульсация их нужно за сердечным толчком и является прямым следствием сокращения сердца. Он объяснил настоящее значение систолы и диастолы, прежде того понимавшихся превратно. Гарвей произвел большое число вскрытий разных животных в разном возрасте и в разных этапах утробного развития, проследив эмбриональное образование сердца и сосудистой системы. Он не только лишь сделал существенное изобретение одно из Опыт В. Гарвея доказывающий циркуля" наиболее важных в развитии фи-ви.Он изобрел и проложил путь для последующих физиологических исследований. В короткой заключительной главе собственной книжки Гарвей в следующих положениях сформулировал результаты своих исследований: "Так, кровь течет по артериям из центра на периферию, а по венам от периферии к центру в громадном числе. Это число крови более того, что могла бы дать пища, и более того, которое стоит для питания тела. Следственно, требуется заключить, что у животных кровь располагается в круговом и постоянном движеньи. И, естественно, движенье сердца и деятельность, проявляемая в ходе пульса, одно и то же".Оставив от прежней концепции Галена лишь правильную ее доля, касавшуюся физиологии нижней полой вены и правой 1/2 сердца, Марцслло Мальпши (1628-1694). экспериментально подтвердив догадки своих предшественников о наличии малого круга кровообращения, Гарвей абсолютно по новому принял решение вопрос о функции левой 1/2 сердца и качестве сердца в кровообращении, о функции аорты, всех артерий и большей доли венозного русла, о числе крови в организме.Изобретение Гарвея было встречено недоверчиво и враждебно. "Старинные врачи не знали кровообращения, однако умели лечить болезни" - писал эдинбургский проф. Примроз в трактате, специально направленном против Гарвея. Парижский университет в лице Риолана и иных продолжительное времени отказывался признать изобретение Гарвея и продолжал вести преподавание по Га лену. Нападки на Гарвея, длительная борьба кругом открытия кровообращения - 1 из примеров того, как тернист был путь развития передовой науки, с каким трудом пробивало себе дорогу новое.Оценивая изобретение Гарвея, Энгельс писал: "Гарвей благодаря открытию кровообращения делает науку из физиологии (человека, и животных)". В предисловии к русскому изданию усилий Гарвея И. П. Павлов писал: "...Из глубокого мрака и тяжело вообразимой сегодня путаницы, царивших в представлениях о деятельности животного и человеческого организмов, однако освященных неприкосновенным авторитетом научного классического наследия, доктор Вильям Гарвей подсмотрел одну из наиболее важных функций организма - кровообращение и тем заложил фундамент новому отделу точного человеческого познания -физиологии животных" 2. В РФ с самого старта систематической подготовки врачей описание кровообращения было положено в основу изучения физиологии, и выступления против великого открытия не имели места.В системе кровообращения, данной Гарвеем, недоставало важного звена - капилляров. Работая невооруженным глазом или пользуясь слабыми линзами, он не мог наблюдать капиллярной сети. Изыскания Гарвея продолжил итальянский доктор Марцелло Мальииги ( I628-1694), какой 127 был профессором медицины в Болонье и Пизе. С помощью микроскопа ©h в 1660 г. открыл строение легких и описал капилляры ib них, в 1665 г. описал эритроциты, в 1666 г. произвел физиологические исследования печени, селезенки и почек, в 1673 г. открыл слой кожи, названный впоследствии его именем. Описав капиллярное кровообращение, Мальпиги дал законченное представление о движеньи крови в организме. Благодаря собственным исследованиям Мальпиги заслуженно считается основателем гистологии.Свои эмбриологические исследования Гарвей обобщил в 1651 г. в виде книжки «о рождении животных», где он возражал против примитивных представлений о самопроизвольном зарождении животных из ила, грязи и т. п., выставил положение «нее живое из яйца». «каждое животное при формировании проходит одни и те же стадии, переходя ч/з разные организации, становясь поочередно то яйцом, то червем, то зародышем, в каждом собственном фазисе приближаясь к совершенству».Будучи опытным лечащим врачом, Гарвей одним из I-х понял потребность сравнения клинических наблюдений с дальнейшим исследованием трупа - вскрытием. Гарвей говорил, что исследование одного тела человека, усопшего от болезни после длительного наблюдения врачом, более важно для развития медицины, чем вскрытие десяти случайных трупов повешенных, раньше неизвестных врачу.Роль Нидерландов в развитии науки в XVII веке. После завоевания турками Константинополя наступил упадок сев. Италии и ее центров Венеции и Генуи. В XVII веке роль передового центра в Европе в экономике и культуре перешла от сев. Италии к Нидерландам. Выросла роль Нидерландов, владевших снова открытыми морскими путями в Атлантическом и Индийском океанах. В международных экономических и культурных отношениях Голландской республики большое место занимала связь с русским государством, переживавшим в XVII веке после «смутного времени» период быстрого экономического и культурного роста и укрепления. Не просто так в начале XVIII столетия Петр I поддерживал и развивал экономические и культурные связи прежде всего с Голландией.Голландия стала не только лишь экономическим, но еще и культурным центром Европы. Голландия, по определению Маркса, была самой передовой, образцовой капиталистической страной XVII столетия. Она завоевала независимость в длительной борьбе против феодально-католической Испании, а после против Франции и Британии. В Голландии произошла 1 из I-х буржуазных революций, приведшая к гсударственной власти буржуазию.Нидерланды в XVII веке достигли значительного экономического развития. Это была единственная страна того времени, в которой численность городского населения серьезно превышала численность сельского Голландия этой эпохи была крупной колониальной и морской державой. Она обладала крупным количеством судов, чем все иные страны Европы, вместе взятые.Нидерландская буржуазная революция, вызвавшая развитие промышленности и торговли, способствовала расцвету искусства и развитию естественных наук. Нидерланды в XVII веке были средоточием умственных движений. Тут существовала максимальная в тех условиях свобода вероисповедания и представлялись относительно огромные для того времени возможности для научной деятельности. Научным центром Нидерландов был Лейден. Его университет привлекал исследователей из различных стран, тут работали Гюйгенс, Линней, Декарт, Ламетри. Отсутствие суровой церковной цензуры давало возможность опубликовывать в Нидерландах Tail 28 кие сочинения, для которых была закрыта возможность печатания в иных странах. SВ XVII веке вместе с Френсисом Бэконом великий фр. философ и исследователь Реяе Декарт (1596-1650) собственной философской системой и разными исследованиями по физиологии оказал влияние на развитие медицины.Философия Декарта выросла на основе научного развития XVI и XVII вв.. Она явилась методологическим оформлением перелома научного познания, который был обусловлен развитием производительных сил эпохи торгового капитализма. Практическая необходимость в развитии техники производства, военного дела, средств сообщения и пр. вызвала к жизни усиленное занятие точными науками, прежде всего математикой и доступными математической обработке частями физики и естествознания. Философия Декарта опиралась на данные и методы математики и точного естествознания. Последнюю цель и задачу познания Декарт, подобно Бэкону, увидел в господстве человека над силами природы, в познании причин и действий всех элементов внешнего мира, в открытии и изобретении технических средств. Философские взгляды Декарта отличались двойственностью, его учение о «врожденных идеях» было идеалистическим, однако в области физики Декарт был материалистом и развивал учение о материальном единстве мира.Материалистические элементы философии Декарта сыграли существенную роль в развитии французского материализма XVII-XVIII вв., в развитии материализма вообще. Учению богословов и схоластиков о слабости и бессилии человеческого разума Декарт противопоставил убеждение в могуществе разума, способного проникнуть во все тайны. «не требуется считать человеческому уму какие бы то ни было границы»,- писал он.Физиологические и физические убеждения Декарта и Бэкона оказали влияние на развитие естествознания и медицины. Подобно Бэкону, Декарт занимался физиологическими исследованиями, анатомировал трупы животных и людей и стремился разъяснять все им изучаемое общими принципами физики и философии. В основе физиологии человека у Декарта лежит теория кровообращения Гарвея, которую Декарт усвоил тотчас же после ее опубликования, поняв ее громадное научное значение. Декарт установил схему двигательных движений, которая представляет одно из I-х научных описаний рефлекторного акта. И. П. Павлов, высоко ценя это обобщение Декарта, писал: «декарт триста лет назад установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы» и подчеркивал, что «именно идея детерминизма составляла для Декарта сущность понятия рефлекса» КУ Декарта отмечались крайности механистического объяснения физиологических явлений. Человеческий организм Декарт считал машиной, в которой физиологические процессы происходят на основе закономерностей простого движенья в твердых и жидких телах. По Декарту, к примеру, передача нервного возбуждения случается подобно тому, «как дергая веревку за 1 конец, мы заставляем звонить колокол на другом ее конце». «тело живого человека так отличается от тела мертвого, насколько заведенные часы отличаются от часов сломанных».Физика и медицина. Старт микроскопии. Механика, оптика и иные разделы физики получили существенное развитие в XVI и XVII веках. Их развитие вызывалось потребностями судоходства, военного дела, мануфактуры. Меньшее развитие заполучила химия. В медицине в этот период выявились последователи, с одной стороны, иатрофизических (т. е. медико-физических), точнее, иатромехаиических, а с иной - «агрохимических течений.Посреди иатрохимиков были большие исследователи: ван Гельмонт (1577-1644), фламандский исследователь, открывший углекислоту, желудочный сок и описавший процессы ферментации, Франциск де Боэ Сильвиус (1614-1672), клиницист Лейденского университета (Голландия) и др. Однако ввиду незрелости химии как науки они отдавали крупную дань научным идеалистическим представлениям. В т.ч., ван Гельмонг развивал учение об «археях», потусторонних началах, одушевляющих деятельность каждого органа.Иатрофизики (иатромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям и стремились отыскать для них механические объяснения, что имело тогда прогрессивное значение. Это выражало антирелигиозную тенденцию, попытку заменить произвол божества познанием законов природы. Последние же были известны и понимались тогда по большей части в ограниченно механической форме. Последующее развитие естествознания и философии раскрыло ограниченность и порочность ханической концепции, однако в то время в борьбе с богословием, идеологией средневекового феодализма эта концепция сыграла исторически прогрессивную роль.Б орел ли (1608-1670) в сочинении "О движеньи животных" пытался дать движениям строго механическое истолкование, выражая его в математических формулах. Для его трудов характерны рисунки, содержащие сопоставления работающего органа и механической схемы, к примеру руки и рычага и т. и. Баливи (1668-1707), продолжая традиции иатрофизиков, сравнивал сердце с нагнетательным насосом, артерии и вены с гидравлическими трубками.Санторио (1561 -1636) изучал обмен веществ: в специально сконструированной камере он на протяжении ряда лет терпеливо производил взвешивания как самого себя, так и принимаемой им пищи и своих выделений, давая по большей части механическое объяснение изучаемым явлениям. По пути Санторио пошли врачи-иатрофизики (иатромеханики), продолжавшие разрабатывать вопросы физиологии с позиций механики.Положительное значение физики для медицины сказалось убедительнее всего в изобретении увеличительных приборов и в развитии микроскопии. В связи с потребностями мореплавания Венеция привлекла в Падуанский университет самого крупного ученого Галилея. Галилей сконструировал телескоп и примитивный микроскоп (около 1610 г.). Примерно в то же время возникли микроскопы в Голландии.Огромной интерес к оптическим приборам проявляла в XVII в. РФ, переживавшая период быстрого экономического и культурного роста. При дворе Алексея Михайловича в обиходе были "мудрые стекла", которыми "возможно издали высмотреть в городе и за городом, а иными стеклами возможно, в избе сидючи, все видеть, во дворе что делаетца". Тогда же была переведена на российский язык вышедшая в 1647 г. "Селенография" (описание неба) Гевелия. Перевод в рукописи сохранился до современности.Голландский торговец и шлифовальщик линз Антоний Левенгук (1632-1723) изготовил более 200 микроскопов примитивной конструкции. Наилучшие его приборы давали повышение до 270 раз. В своих письмах Лондонскому королевскому обществу Левенгук описывал то, что увидел: в костях описал систему, тонких трубок, дал грубое описание костных телец (открытых ч/з 200 лет Пуркинье), описал зубную эмаль, красные кровяные клетки, сперматозоиды животных, полосатость произвольных мышц, строение хрусталика, простейших животных, микроорганизмы (цепочки, спириллы, палочки). Свои сочинения Левенгук писал на родном голландском языке.Развитие больницы внутренних и инфекционных заболеваний. Общее направление культуры в период разложения феодализма и появления капиталистических отношений, и устремление внимания на материальный мир, на овладение силами природы сказались на лечебной медицине.На поводу у них пришли поиски "природы патологии", что сказалось в наблюдении над больными, собирании и систематизации признаков патологии и установлении последовательности их развития. Хотя, невзирая на достижения анатомии и физиологии, клиника (особенно главная клиническая специальность - терапия) на протяжении долгого времени отставала и не использовала таких достижений.В XVI-XVII веках жизнь поставила перед врачами в области эорьбы с инфекционными болезнями и в области хирургии подобные новые задачи, на которые не имели возможность дать ответа схоластическая средне-зекозая медицина и ее авторитеты.В средние столетия Европа пережила многочисленные эпидемии. Причинами частых эпидемий были усиление общения м/у населением различ-гых областей, большие передвижения человеческих масс (продолжающееся тередвижение народов, крестовые походы в XI-XIII веках), повышение населения городов и антисанитарное положение городов. В особенности сильные эпидемии были в XIV веке. В 1348 г. эпидемия "черной смерти" унесла до 90 процентов населения в Праге, Вене, Будапеште. Из 100 миллионов населения, кившего тогда в Западной Европе, вымерла Чъ часть. Эпидемия "моро-юй язвы" в XIV веке поразила с большой силой и население РФ, летописи сохранили описания того, что было в городах и селах Руси.Сталкиваясь с эпидемическими массовыми болезнями, средневековый доктор не мог получить никаких сведений об таких болезнях в сочине-мнях известных врачей древности. Рабовладельческое общество времен Гиппократа и Галена не знало крупных эпидемий, и широко распростра-1енные в средние столетия медицинские сочинения древности не давали ответа на вопрос, как лечить инфекционные заболевания (их распознавание, предупреждение и учение). Путем наблюдений врачи и население расширяли свои сведения о заразных болезнях. На основании тяжелого опыта в средневековье были разработаны отдельные противоэпидемические мероприятия: установлены карантины для приезжих в ходе эпидемий, рачи на службе городов, введены санитарные правила. Привратникам у ородских ворот было предписано осматривать приезжающих и приходящих в город в целях обнаружения больных.В РФ принимались меры по борьбе с эпидемиями. Летописи отвечают, что еще в ходе эпидемии "черной смерти" в сер. XIV столетия страивались пограничные заставы с кострами. В начале XVI столетия критиковал мероприятия властей и писал: "Вы сейчас пути зараждаете, дома печатаете, попам запрещаете к болящим приходити..." В летописях тоже описаны стройство лесных засек кругом "заморных мест", изоляция пораженных пидемией частей города ("запирание улиц").Обобщение разрозненных сведений о заразных болезнях, попытку лассификации таких заболеваний и внесения большей ясности который истематизировал, обобщил установленное его предшественниками, разработал состояние о специфическом и размножающемся заразном начале контагии" и дал направление дальнейшему исследованию заразных бо-езней. Заразой (контагием) Фракасторо считал поражение, переходящее от одного к другому.Свои взгляды Фракасторо изложил в ряде сочинений, из которых сновным является опубликованное в 1546 г. "О контагии, контагиозных олезнях и лечении". В своих трудах Фракасторо обнаружил крупную клиническую наблюдательность, дал точные описания некоторого количества заразных болезней, продемонстрировал, что широко принятая в те времена болезненная форма "чумная гипертермия" (febris pestica) представляет собою дв разные патологии (чума и сыпной тиф, гипертермия с чечевицей, гипертермия с укольчиками), установил отличия м/у lepra graecorura Слоновость) и lepra araborum (проказа), продемонстрировал, что широко распространенный тогда сифилис - особа болезнью, а не измененной формой проказы или сапа, как тогда считали многие.Фракасторо разделял догадку о мельчайших невидимых началах заразных заболеваний, передающихся от пациента человека к здоровому, признавал, что контагий (источник заразы) телесен, материален, что зараза представляет собою невидимые, "недоступные нашим чувствам частицы", которые Фракасторо называл семенами заразы. Фракасторо утверждал, что контагии бывают 3-х родов: "Одни поражают лишь ч/з соприкосновение, иные, помимо того, оставляют еще очаг и являются контагиозными ч/з последний. Отдельные же контагии распространяются не только лишь ч/з сопри к оси овен не или при помощи одного только очага, однако еще и на расстоянии". Очагами Фракасторо называл одежду, деревянные и иные предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными, однако способны сохранять первичные семена контагия и поражают с помощью последних. Из учения об "очаге" в его понимании Фракасторо сделал вывод о потребности уничтожения инфицированных вещей и о возможности дезинфекции их особыми порошками.Труд Фракасторо приблизился к научной эпидемиологии. Он завершил развитие представлений о заразных болезнях к концу средневековья.Развитие хирургии. В средние столетия хирургов не принимали в корпорацию исследователей врачей, они были на положении исполнителей, практически слуг. Это резкое бытовое и правовое разделение врачей (докторов) и хирургов являлось отражением общего сословно-цехового строя средневековья. Максимально полного развития этот сословно-цеховой строй медицины достиг во Франции, по большей части в Париже. Высшее место занимали врача, объединенные в факультетскую корпорацию при университете. Хирургам, объединенным в свои компании, строго воспрещалось переступать границы их ремесла, выходить за пределы точно регламентированных операций. Желавший изучить хирургию поступал к одному из мастеров в качестве ученика. Ученики сопровождали мастеров в их частной практике, выполняли операции по их поручению и так готовились к будущей работы. Хирурги делились на 2 ступени, правовое состояние которых резко различалось. Работа одних хирургов сводилась к несечениям и некоторым иным операциям; вторую категорию составляли цирюльники, проводившие небольшую хирургию - кровопускания. Самой низшей группой были банщики, снимавшие в банях мозоли и выполнявшие кое-какие иные операции. Поддерживавшаяся материальными интересами борьба докторов с хирургами, хирургов с цирюльниками, банщиками и т. п. продолжалась несколько вв. и полна интриг, судебных процессов и т. и. Хотя в то же время делались предпосылки для дальнейших больших успехов хирургии.Официальная факультетская медицина сводилась к заучиванию текстов и словесным диспутам, в ней не было места клиническим наблюдениям и пониманию процессов, протекающих в организме. Тесно связанная с богословием в области "теории", а на практике ограничивавшаяся слабительными, клизмами и назначением кровопусканий, она была бессильна в оказании эффективной поддержки больным. Хирурги обладали практическим опытом и вели конкретные наблюдения. Посреди них было, без сомнений, небезызвестное количество шарлатанов и еще более невежд, однако были и добросовестные эмпирики, которые имели возможность в ряде случаев оказать больным нужную помощь.В особенности сказывались преимущества хирургов на полях сражений, где было нужно лечить раны, извлекать стрелы, потом - пули, лечить переломы; все это входило в компетенцию хирургов, а не докторов. Из многочисленных войн средневековья (крестовых походов и др.) хирургия вышла серьезно обогащенной. В той же Франции, где официальная медицина в особенности упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургии, хирурги ранее всего добились этого равноправия. Объединения хирургов получили право, кроме индивидуального ученичества, открывать школы хирургов. Школы эти завоевывали все лучшую репутацию и, наконец, в сер. XVIII столетия, невзирая на сопротивление факультета, было открыто высшее учебное заведение - хирургическая академия, в скором времени приравненная в правах к медицинскому факультету. Когда же французская резолюция закрыла вместе с другими учреждениями феодального прошедшего университеты и входившие в их состав медицинские факультеты "как очаги реакции и пустословия", то именно хирургические академии и училища послужили основой для создания высших медицинских школ нового типа.Следы цехового разделения медицинских работников в эпоху феодализма имелись в западных частях нынешней территории СССР: в западных украинских землях (во Львове), в Латвии (в Риге). Московская Русь не знала цехового деления лекарей.Перемены характера войн в связи с введением в XIV веке огнестрельного оружия потребовали соответствующих изменений в методах хирургической поддержки раненым. Огнестрельное оружие значительно изменило характер ранений: вместо прежних колотых и рубленых ран от стрелы, копья и меча возникли огнестрельные раны, отличающиеся собственными размерами, поверхностью и осложнениями. Огнестрельные раны считались отравленными. Облик подобных ранений в условиях стрельбы на близком расстоянии с применением древесного пороха и литой пули давал основание к такому предположению. Для борьбы с гипотетическим отравлением раны использовались жестокие по собственному характеру мероприятия: прижигание огнестрельных ран раскаленным железом или заливание их кипящим маслом.В сер. XVI столетия фр. хирург Паре продемонстрировал вредность такого обращения с огнестрельными ранами и ввел в практику более гуманные маслянистые повязки. Амбруаз Паре (1510-1590) приобрел свои познания на практической работе в Парижской клинике. В 1536 г. в ходе военной кампании в Италии у Паре не хватило кипящего масла для того, чтоб залить раны всем раненым обслуживаемого им отряда. Использовав опыт итальянского народа, Паре покрыл раны смесью яичного желтка и скипидаром."Всю ночь я не мог спать, писал Паре, - я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. Встав пораньше, я, к собственному изумлению, застал, хотя, таких раненых бодрыми, неплохо выспавшимися, с ранами невоспаленными и нспрнпухшими. В то же время иных, раны которых были залиты кипящим маслом, я отыскал лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда более не прижигать так жестоко несчастных раненых".Проведя проверку своих наблюдений, Паре в 1545 г. опубликовал книгу о более гуманном лечении огнестрельных ран. Паре издал ряд своих сочинений по анатомии, хирургии, о вправлении вывихов, об акушерской поддержки и лечении переломов. Паре был выдающимся хирургом: он улучшил технику ампутаций и манипуляции грыжесечения, ввел в практику забытые оперативные приемы (трахеотомию, операцию при заячьей губе, торакоцентез), применил перевязку больших кровеносных сосудовв ране (взамен прижигания кровоточащего сосуда). Паре предложил сложные ортопедические приборы - искусственные ноги и руки, суставы с системой зубчатых колес и пр. Ему не получилось лично осуществить большая часть предложенных им ортопедических усовершенствований, однако рисунки Паре впоследствии продвинули вперед научную мысль. В акушерстве Паре применил поворот на ножку, небезызвестный еще древнеиндусским врачам, однако к тому же забытый в средние столетия.Паре писал на разговорном французском языке, что представляло тогда неслыханное нововведение. Представители официальной науки возмущались и нападали на "невежду", дерзающего выступать с собственными предложениями.Опубликование большого произведения на понятном всем языке делало достижения хирургии общедоступными. Этого и опасались представители официальной науки.Будучи известным хирургом и автором массы книжек, Паре стал добиваться степени врача медицины, однако ему в этом отказал медицинский факультет Парижского университета, мотивируя собственный отказ тем, что Паре не учился в университете, не знал латинского языка, не изучал классические произведения средневековой медицины и писал свои сочинения на французском языке. Лишь вмешательство короля, личным врачом которого был Паре, помогло ему получить докторскую степень медицины.Клиническое преподавание. Клиническое (у постели пациента) наблюдение при лечении и при обучении будущих врачей знала древнегреческая медицина Гиппократа, медицина в арабских халифатах и в Салерн-ской школе. Позже медицинские факультеты средневековых университетов Западной Европы, построив свое преподавание схоластически, по книгам, на многие века отказались от обучения студентов у постели пациента.Продолжил клиническое преподавание медицины в XVI веке доктор Монтано (1489-1552) в Падуанском университете. Монтано учил лечить пациента, наблюдая его у постели, посещая его и нередко видя пациента. "Источник врачебной науки лишь у постели пациента", "Учить возможно не иначе, как посещая больных", таковы были основные положения Монтано. Однако опыт Монтано и его немногочисленных последователей не заполучил широкого признания и распространения. Практические врачи отставали от достижений отдельных исследователей и передовых научных центров. Медицинская практика сохраняла черты средневековой медицины. Обучение на медицинских факультетах в университетах Западной Европы по-прежнему оставалось схоластическим, книжным и сохраняло традиции средневекового галенизма.Клиническое обучение студентов получило последующее развитие в Нидерландах, где в Лейденском университете была создана клиника, чем данный университет в XVII веке отличался от большей части современных ему университетов. В особенности крупную роль во введении и пропаганде клинического преподавания сыграл в Лейдене Герман Бургав (1668-1738).Принцип обучения врачей у постели пациента имел свои традиции в РФ. В 1682 г. был дан указ о создании в Москве 2-х "шпитален, где бы больных лечить и врачов учить было мочно". Схоластика, господствовавшая в западноевропейских странах, не имела крупного влияния в РФ. Это привело к сближению нашей медицины с передовыми медицинскими центрами-Падуей и Лейденом, где в основе преподавания медицины лежал тот же принцип.В XVIII веке у русской врачебной науки сложились связи с Лейденом, где преподавание велось клинически.В Лейденском университете Бургав преподавал ряд дисциплин, однако самую большую известность заполучил как преподаватель больницы внутренних заболеваний и общей болезни. К нему приезжали учиться студенты и, врачи из иных стран, его заслуженно звали "всей Европы учитель", так как многочисленные ученики способствовали распространению учения и методов в различных странах. Учениками Бургава были клиницист Ван Свитен в Вене, физиолог Альбрехт Галлер - в Германии и Швейцарии, фр. доктор-материалист Ламетри.В РФ следовал методам Бургава и преподавал "по-бургавински" основатель Московского госпиталя и школы при нем выходец из Лейдена Николай Бидлоо.Написанные просто и понятно сочинения Бургава были широко известны врачам XVIII столетия. "Афоризмы" Бургава в сер. XVIII столетия были напечатаны для рассийских военных врачей. Бургав механически понимал процессы, происходящие в здоровом и больном организме, и трактовал их упрощенно: воспаление он объяснял трением застоявшейся в мельчайших сосудах крови, образование тепла в телетрением крови о стены сосудов. Дыхание, прочие и пищеварение процессы он тоже понимал ограниченно, механически - "по законам механики, гидростатики, гидравлики" и пр. Рисуя в своих "Медицинских установлениях" образ совершенного доктора, Бургав говорил: "Я представляю себе человека, посвятившего себя изучению общих основ медицины. Он принимается за это так же, как если бы ему предстояло рассмотрение геометрических фигур, тел, тяжестей, скоростей, конструкций механизмов и тех сил, которые эти механизмы порождают в иных телах... "Посреди иных нововведений Бургав применял в клинике измерение температуры у больных, пользуясь термометром Фаренгейта- Глазной частью врачебной науки Бургав считал клиническую практику или клиническую медицину, основным путем усовершенствования медицины- наблюдение. Сущность учения Бургава видна из его "Введения в клиническую практику", "Клинической называется медицина, которая:а) наблюдает больных у их ложа;б) там же анализирует подлежащие применению средства;в) применяет эти средства...В первую очередь, следовательно, требуется посетить и увидеть пациента..." "Требуется тщательное наблюдение всех явлений, которые обнаруживаются нашими чувствами в человеке здоровом, больном, умирающем и в мертвом теле".Эти положения означали появление нового способа - наблюдения и опыта и были направлены против схоластических пережитков, против средневековой медицины галеиистов. Зарождение промышленной болезни. При переходе от феодализма промышленному капитализму в производстве господствовала мануфакура. В городах сев. Италии раньше иных стран сказалось разложение феодальных и развитие новых капиталистических отношений - быстрее шел процесс образования и роста мануфактур, образования новых лассов - буржуазии и наемных рабочих; имели место ранние промышленные конфликты. Тут раньше, чем в иных местах, встал и вопрос болезнях промышленных рабочих. В первый раз этот новый в врачебной практике вопрос отыскал выражение в труде падуаиского доктора Рамацини (1633-1714) "О болезнях ремесленников. Возникновение пропатологии знаменует конец развития медицины феодальной эпохи.Стартовало развитие новой эпохи - капитализма. С рубежа XVII- VIII вв. культура, наука, в т.ч. медицина, носят иные черты, сражающие другую социально-экономическую формацию, и связанное с ним господство веры ставили препятствия естествознания, в том числе медицины. Однако передовая врачебная практика и естественнонаучная мысль, смыкавшиеся с передовыми общественными движениями, в борьбе преодолевали эти трудности. В ряде отраслей были достигнуты успехи, а в области анатомических, физиологических познаний, хирургии, заразных заболеваний эти успехи были очень рачительны.Эти достижения медицины заключительной стадии эпохи феодализма положили старт дальнейшему развитию, еще крупным успехам, достигнутому медициной в новое время.