Стоматология
+7 (495) 522-25-50
+7 (495) 522-80-20
+7 (968) 441-22-42
Медицинский центр
+7 (495) 522-80-30

Зачатки врачевания


В различных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В итоге весьма длительного развития, ч/з ряд переходных ступеней, таких отдаленных предков произошел человек.

Появление человека было одним из величайших скачков в развитии фироды. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Лишь с изготовления орудий усилий начинается коренное различие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека все более усваивали прямую походку. Когда руки стали занятыми трудом, совершился итоговый переход к прямой походке, что сыграло важную роль в формировании человека. Предки человека жили стадами; стадами, ордами жили и I-е люди. Однако м/у людьми образовалась такая связь, которой не было и не могло быть у животных, связь по труду. Возникновение человека было при этом и появлением человеческого общества. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека. "Сперва труд, а после рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит I величиной и совершенством". "Благодаря совместной работе рук, органов речи и мозга не только лишь индивидуумы в отдельности, но еще и в обществе люди приобрели способность исполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Труд I-е главное условие всей человеческой жизни, и притом в подобной степени, что мы в известном смысле обязаны заявить: труд сделал самого человека". Благодаря труду появилось и стало развиваться человеческое общество. В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития духовной и материальной культуры человечества. Предки человека жили стадами; стадами, ордами жили и I-е люди. Однако м/у людьми образовалась такая связь, которой не было и не могло быть у животных, связь по труду. Возникновение человека было при этом и появлением человеческого общества. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека. "Сперва труд, а после рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит I величиной и совершенством". "Благодаря совместной работе рук, органов речи и мозга не только лишь индивидуумы в отдельности, но еще и в обществе люди приобрели способность исполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Труд I-е главное условие всей человеческой жизни, и притом в подобной степени, что мы в известном смысле обязаны заявить: труд сделал самого человека". Благодаря труду появилось и стало развиваться человеческое общество. В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития духовной и материальной культуры человечества. 

Состояние перехода от животного к человеку длилось очень долго. Это был гигантский исторический шаг. "Какими люди изначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полузвери, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; потому они были бедны, как звери, и не гораздо выше их по собственной производительности". Первобытный человек располагался в сильной зависимости от окружающей природы, был абсолютно подавлен трудностью существования и борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия усилий грубо обтесанный камень и палка были наиболее примитивные. На протяжении массы тысячелетий человек располагался на низшей ступени развития, немногим отличаясь от стада животных, живя собиранием растений и плодов и случайной охотой, еще не имея ни огня, ни жилья, ни одежды. Первобытнообщинный строй. В истории первобытнообщинного строя продуцируют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Последнюю  в собственную очередь подразделяется на 2 периода этап материнского родового строя (матриархат) и этап отцовского родового строя (патриархат). Первобытные люди на начальных стадиях собственного существования жили небольшими группами, не превышавшими некоторого количества десятков человек: большее число не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, м/у ними временами происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей плотоядных зверей. В этих условиях совместная жизнь была для людей единственно необходимой и возможной.  Пища первобытного человека долгое время оставалась по большей части растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа старинных людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. Массивность зубов антропологи объясняют длительным, в течение массы поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования человека началась с применения в пищу рыб, раков, ракушек и иных водяных животных. На протяжении тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и иных несложных действий. Большим завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. С начало люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Только спустя немало тысячелетий люди заме-гили, что огонь возможно получать от трения, и научились искусственно его добывать. Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни человечества неизмеримо большей, чем в новое время, к примеру, изобретение паровой машины. Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и коренья. Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые коренья, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изготовлении орудий производства. По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на больших животных. Охота в собственную очередь стала доставлять еще более необходимых препаратов к жизни. На протяжении длительного периода охота была важнейшим источником препаратов существования первобытного человека; в итоге охоты у людей возникли шкуры для одежды, кости для изготовления орудий. В связи с развитием охоты первобытный человек перешел к употреблению мясной пищи. Основное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг заполучил в намного большем числе, чем ранее, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. В течение долгого времени, на протяжении сотен тысячелетий, у первобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позже люди научились делать орудия из металла сперва самородного, прежде всего из меди, после из бронзы (сплава меди и олова) и после из железа. Важной вехой на дороге улучшения орудий усилий явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять еще более необходимых препаратов к жизни. Охотники научились приручать животных (собак, рогатый скот, коз, свиней). Дальнейшим большим шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.

Пещерное жилье раннего палеолита.

Коренья растений, первобытные люди заметили, как прорастают зерна, оброненные на землю. Первобытный человек установил связь таких явлений и стал возделывать растения. При первобытнообщинном строе основой производственных отношений была общинная собственность на препараты производства, соответствовавшая характеру производительных сил того периода. Орудия усилий в первобытном обществе были так примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей самостоятельно с силами природы и хищными животными. "Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства был, конечно же, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления препаратов производства". Сила первобытных людей, их преимущества перед самыми сильными и опасными хищными животными заключались в том, что люди побеждали не самостоятельно, а коллективом, скрепленным трудовой деятельностью, совместной борьбой с природой. Сознание первобытного человека развивалось в повседневной трудовой практике, являющейся единственным источником знания и критерием достоверности представлений об окружающем мире. Из этой потребности коллективного усилий вытекала потребность общей собственности на землю и иные средства производства, как и на продукты усилий. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. Основным экономическим законом первобытнообщинного строя было обеспечение крайне скудных условии. Существования людей с помощью примитивных орудий производства путем совместного усилий в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

Люди нового каменного столетия.

С развитием орудий производства появилось разделение усилий. Его простейшей формой было естественное разделение усилий в зависимости от пола и возраста: м/у молодыми людьми и женщинами, м/у взрослыми, детьми и стариками. По мере роста производительных сил естественное разделение усилий упрочивалось и закреплялось. Специализация представителей сильного пола в охоте, леди в собирании растительной пищи и домохозяйстве приводила к некоторому повышению производительности усилий. В связи с появлением первобытного хозяйства и ростом населения складывалась родовая организация общества. Объединялись для совместных  усилий лишь люди, находившиеся в родственных взаимоотношениях. Первобытный человек относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Родовые взаимоотношения соответствовали развитию производственных взаимоотношений первобытнообщинного строя. На I-ой ступени родового строя господствующее состояние занимала девушка, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни общества. Родство считалось по линии матери. Рамки родовой общины были узки, в ее состав входили потомки одной дамы. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).  При матриархате первобытнообщинный строй достиг собственного расцвета. Девушка-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд леди проявлялся по большей части в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Дамы узнавали несъедобные и съедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, слабительные или рвотные свойства. Дамы до этого всего имели возможность выучиться использовать их почти и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен дамы оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п. Дама была хранительницей лечебных средств, инициатором использования огня, горячей воды, потения при заболеваниях. Эпос различных народов заявляет о девушке-родоначальнице, хранительнице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата леди была центральной фигурой в хозяйственной общине, пользовалась крупным почетом. Свидетельством высокого положения дамы в первобытном обществе, за 25-30 тыс. лет до нашей эры, являются открытые археологами в разных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки. Подобные изображения найдены в Прибайкалье (Мальта), Костянках (под Воронежем,), в Гагарине (верховья Дона), Авдееве (под Курском), во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нижней Австрии и т. д.  Изображение дамы было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства. Собственным видом женские статуэтки говорят о довольстве и избытке, в первую очередь об обилии мясной, жирной пищи и малоподвижном образе жизни дамы. На девушке лежала наиглавнейшая забота по уходу за детьми.

В процессе дальнейшего роста производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали вести игру пастушество и земледелие, являющиеся делом молодых людей. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным (патриархат). Главенствующее состояние перешло к парню, который стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по линии отца. Рамки общины заметно расширились в сравнении с материнским родом. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытнообщинного строя и существовал в последний его период. С переходом к скотоводству и земледелию появилось общественное разделение усилий, при коем сначало разные общины, а после и некоторые члены общин стали заниматься разными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племен было первым большим общественным разделением усилий. Последующее совершенствование орудий производства и способов добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению всеобщего разделения усилий и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, разделению общества на классы и использования человека человеком. С общественным разделением усилий и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственности. Сначала главным предметом обмена был скот. Частной собственностью до этого всего к тому же стал скот, после мало-помалу все орудия производства. Появление частной собственности вело к разложению рода. Место родовой общины стала занимать деревенская община. Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всех слоях первобытного общества. Выросшие производительные силы вступили в противоречие с производственными отношениями, после чего первобытнообщинный строй уступил место другому типу производственных взаимоотношений рабовладельческому строю. Возникновение зачатков врачевания при первобытнообщинном строе. Медицинская деятельность появилась на наиболее ранних этапах существования человека. Врачевание и медицинский опыт возникли из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека. "В лаборатории врача все большое I-го человека, так как было бы несправедливо считать историю медицины с письменного периода" (И. П. Павлов). "Гигиена как искусство охранять частную и общественную жизнь родилась далеко прежде научной гигиены" (Г. В. Хлопин). Сведения о медицине первобытнообщинного строя получены из разных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры. Результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, и сравнительное языкознание, т.к. элементы медицинской деятельности и медицинские представления. Отыскали отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и поговорки, произведения древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской поддержки при них, и эти этнографии и антропологии в отношении народов, сейчас находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека. Медицина первобытного человека не была однородной в течение длительного периода первобытнообщинного строя. Процесс роста производительных сил, усложнение хозяйства первобытного человека, появление новых орудий, их усовершенствование, постепенное овладение силами природы привели к усовершенствованию медицинских приемов, навыков и сведений и способствовали развитию медицинской деятельности. Результатом новых условий материальной жизни было открытие новых лечебных средств и обогащение опыта людей по лечению заболеваний. Средства и методы медицины первобытного общества были тесно связаны с производством первобытного человека. В трактовке вопроса о возникновении медицины накопилось немало неверных, идеалистических убеждений. Одной из подобных ошибок является распространенное в народном эпосе и поддерживаемое многими религиозными учениями представление о том, что первобытный человек на ранних стадиях собственного существования все ему нужное просто получал от природы и отличался идеальным здоровьем. По некоторым древним мифам, человек некогда жил в золотом веке. Такой же характер носят и духовные сказания о том, что I-е люди жили в раю. Изучение истории показало глубокую ошибочность таких представлений о безболезненном существовании старинных людей. "Что первобытный человек получал нужное, как свободный подарок природы, это бестолковая побасенка... Никакого золотого столетия позади нас не было и первобытный человек был абсолютно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой" . Эпос о полубогах, героях, богатырях скорее выражал стремление человечества к овладению силами природы.

Палеолитическая стоянка Костянки близ Воронежа.

Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: высокой и низкой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов токсичных змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т. Д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения и пр.). Первобытный человек страдал от недостатка одежды, плохого жилья, нападения диких зверей, стихийных бедствий, эпидемий. Женщины, более того, страдали, от инфекции при родах. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные перемены костей: сросшиеся переломы, остеомиелит, анкилозы, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей, периоститы, экзостозы. Чаще всего на костях видны следы внешнего воздействия в итоге несчастного случая или борьбы с дикими зверями или людьми. Поражение суставов позвоночника было частым заболеванием у людей каменного столетия. Неизбежность многочисленных заболеваний была связана с условиями жизни первобытных людей: пребывание в сырых пещерах вызывало заболевания суставов и костей (деформирующий артрит историки нарекли "подагрой пещерных людей"). Кое-какие инфекционные заболевания (к примеру, малярия) были унаследованы человеком от его предков человекообразных обезьян. Одним из древнейших видов врачебной работы нужно признать помощь при родах и уход за детьми, в особенности новорожденными, лечение детских заболеваний и их профилактика. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста появились исторически вместе в тесной неразрывной связи. У всех народов врачебная помощь матери и ребенку находилась в руках женщин, которые смогли накопить немалые для того времени познания и передавали их из поколения в поколение. У некоторых историков медицины мы встречаем неправильное отношение к этому народному опыту в области ухода за детьми. Они утверждают, что словно бы у первобытных народов, и в древние исторические периоды отношение к детской жизни и к детскому здоровью было, чаще всего, постоянно пренебрежительным. В этом отношении были правильны высказывания М. В. Ломоносова, который призывал учитывать многовековый опыт народа в оказании поддержки при родах. Самое большое внимание к жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвления детей встречался по большей части у кочевников: скотоводов, охотников. У вост. славян, рано перешедших к оседлому образу жизни, отмечались заботливое отношение к детям и многодетность. Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине сообщается, что "рот является воротами всех заболеваний", "I-ой болезнью была патология желудка". Тысячелетний опыт массы поколений научил человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая растительную пишу, человек узнавал питательные, лечебные, а временами и вредные свойства отдельных растений. Уже на ранней стадии медицины накапливались познания о лечебных средствах: слабительных, противоядиях, рвотных, органах животных для внутреннего и наружного употребления. В тесной связи с развитием и совершенствованием производства происходило накопление познаний о заболеваниях человека и открытие средств лечения и борьбы с заболеваниями. Раньше всего медицинский опыт стал использоваться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при повреждениях. Необходимость в хирургической поддержки, связанной с травмами, тоже образовалась на ранних ступенях развития человечества. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия лечение ран, переломов, вывихов. Столкновения м/у родами и племенами, вооруженные конфликты в первобытном обществе еще более увеличили необходимость в хирургической поддержки. В непосредственной связи с условиями жизни складывались навыки защиты от неблагоприятных внешних условий и зачатки примитивной народной гигиены. В ходе домашней производственной деятельности делались основы гигиены пищи и жилья. Медицина - явление человеческого общества. Зарождение медицины относится к тому моменту, когда заложенные в человеке природой инстинкты к самосохранению и облегчению страданий вошли в общее сознание людей и привели к влиянию воли человека на окружающую природу. С самого начала медицина появилась как продукт определенной общественной среды и, передаваясь после от поколения к поколению, вошла неотъемлемой составной частью в состав общечеловеческой культуры. Общественное производство способствовало созданию медицины человеческого общества. Практические приемы оказания поддержки больному человеку, практические сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин заболеваний. Медицина первобытного человека имела дело лишь с отдельными симптомами, не знала общей картины заболеваний. Приемы I-ой поддержки и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Врачебная практика появилась из практических потребностей. Теория медицины родилась из практики и позже практики. Хотя уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности полезли. Развитие врачебной теории, возникновение и чередование воззрении человека на патологию, ее причины, ее сущность отражают те условия материальной жизни и производства, в которых жил первобытный человек. Представления первобытного человека о причинах и сущности заболеваний появились и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. Согласно с этим и лечебные приемы в медицине первобытнообщинного строя испытывали влияние мировоззрения первобытного человека. Кое-какие историки медицины думают, что медицина человека развилась из инстинкта животных, что первоначальные медицинские приемы и сведения первобытный человек почерпнул у животных, которым от рождения свойственны инстинкты самосохранения и которые инстинктивно выбирают необходимые средства для облегчения страданий. Эти историки утверждают, что медицина человека лишь количественно отличается от инстинкта животного. В таких глубоко ошибочных представлениях получили отчетливое отражение неумение буржуазных социологов понять качественное различие человека от животных. Инстинкты являются по существу биологически оправданными приспособлениями к условиям существования. Не исключается, что в отдельных ситуациях наблюдавшиеся человеком биологически оправданные действия животных имели возможность обогатить опыт человека и быть использованы им. Однако этот путь в формировании и обогащении медицинских познаний мог играть лишь эпизодическую, подсобную роль. Основную же роль играло осмысление и накопление опыта самого человека в ходе его усилий. Человек в первую очередь использовал собственный свой опыт и опыт предшествовавших поколений, переданный ему. Этот опыт учил древнего человека, что ему выгодно, что невыгодно, что полезно, что вредно, что целебно, что смертельно. Мировоззрение первобытного человека на наиболее ранних этапах было стихийно-материалистическим, реальным. Уже в эпоху первобытнообщинного строя зарождались и складывались наивно-реалистический взгляд на мир. Искусство человека древнего каменного столетия к тому же имело реалистический характер. Древние рисунки человека отражали наблюдения над жизнью природы, накопленные познания о жизни растений и повадках зверей, творческую фантазию человека. В сказках, легендах и мифах воспевается борьба человека с природой. В социальной технике, в изготовлении орудий усилий, в самом процессе усилий человека, живущего в условиях первобытнообщинного строя, проявлялся человеческий гений, тонкая наблюдательность, умственные силы. Будничный житейский опыт, практическая трудовая, производственная работа и успехи знания приводили людей к весьма естественному представлению об объективном существовании мира, к выводу о том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела. Согласно с этим и первоначальные медицинские убеждения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями болезненность и травмы (ушибленное повреждение, гематома, рану, перелом и даже смерть). Связывал с реальным фактом падения дерева или камня, ударом палкой и т. д. Многие понятия и понятия народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа о причинах заболеваний. Ощущение производимое заболеваниями, народный язык сближает с ударом  оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные муки народ рассматривает как следствие от удара или инъекции оружия: "удар", "ударило", "прострел", "прострелило", "разбит параличом", гипертермия (трясца) "бьет". За этим следовал ( и с ним совпадал) период онтологических представлений о патологии, когда патология считалась внешним и враждебным человеку конкретным, материальным, маленьким живым существом, которое словно бы проникает, вводится в тело человека извне и тем вызывает болезненное положение. Следы онтологических представлений о патологии как о постороннем человеку живом существе сохранились не только лишь в народных представлениях, однако даже и в научной врачебной терминологии ("рак", "грыжа"). В сознании первобытного человека происходила борьба стихийно материалистических тенденций, тесно связанных с трудом, и религиозно-идеалистических тенденций, отражавших бессилие человека в борьбе с природой. Многотысячный эмпирический период предшествовал развитию анимистических убеждений на происхождение заболеваний, словно бы возникающих из-за вселения духов в тело пациента и связанных с этим способов исцеления (заклинания, заговоры, изгнания духов путем устрашающих приемов, использование амулетов, трепанация). В последующем наряду с реально эмпирическими приемами и представлениями о причинах заболеваний в существенной части старинных лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления о мире, возникшие у первобытного человека позже. Самой ранней формой такого рода фантастических представлений был федиигазм, т. е. непосредственное возвеличение и олицетворение предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними особом сверхъестественном существе. Позже с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от предметов природы как специальные "религиозные" существа и возник анимизм творенье природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, словно бы действующими в ней. Явления она, обморока, галлюцинаций, эпилепсии, патологии и т. п. представлялись первобытным людям следствием работы существующего внутри человека двойника души, которая может временно покидать тело. Являющиеся в сновидениях образы рассматривались человеком как души. Люди, страдавшие эпилепсией, и психически больные считались одержимыми духом. Смерть представлялась окончательным уходом души из тела. Для первобытного человека смерть была еще понятна, когда он увидел гибель, к примеру, на охоте от ран, нанесенных животными, врагами или в итоге несчастного случая, однако факт смерти без видимых повреждений тела практически постоянно рассматривался как результат колдовства, т. е. действия враждебно настроенных людей или духов. Человек думал, что у каждого есть несколько душ и каждая из них наделена особыми свойствами и функциями. Позже, с развитием мышления в связи с усложнением социальных отношений, анимистическое воображение первобытного человека населило окружающий мир бесчисленным множеством духов, утративших связь с материальным началом. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный, естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, заселенный духами двойниками настоящих существ, предметов и явлений. Первобытные люди наделяли двойниками не только лишь людей, но еще и животных, растения, камни и т. д. Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души. В последующем эти представления в родовом обществе оформились в виде веры. В основе всех религиозных убеждений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). На наиболее ранних этапах собственного развития вера накладывала отпечаток на приемы лечения и на представления о возникновении заболеваний. Согласно с развитием религиозных верований демонологические представления о патологии, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения заболеваний. Патологии стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. На этом этапе человек признавал патологии за существа демонические, поражающие человека бичом, стрелой: патология "божья ранение" или язва, нанесенная рукой незримого духа, свидетельство его карающей силы, гнева, раздражения. В таких ситуациях человек считал, что и излечение от заболеваний, искупление могут дать какие-то сверхъестественные силы. Демонологические представления о болезнях свойственны всем народам прошедшего, они часто долго сохраняются народом и порой доходят до наших суток. На протяжении вв. эти представления породили бесчисленные формы суеверий.

Вера донесла до современности многие пережитки древнейшей врачебной демонологии.

Соответственно онтологическим и демонологическим представлениям о возникновении заболеваний создались и методы борьбы с заболеваниями как с живыми существами или духами. Появились приемы профилактики заболеваний и лечения больных путем борьбы с многочисленными демонами, бесами, духами. Первобытный человек применял амулеты для предохранения от патологии: он считал, что талисман защитит от попадания патологии в его тело. Амулетам придавался образ предка, покровителя рода. В периоде тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким либо видом животных) амулеты изображали животное, которое считалось предком и покровителем рода. Амулеты часто носят следы народной наблюдательности. "Онгоны" сибирских гиляков по собственной форме напоминают тело истощенного туберкулезного пациента или отекшее тело пациента водянкой. Широко использовались заговоры и заклинания. Заговоры появились в доклассовом обществе. Практической целью заговора было охранить человека от попадания в его тело злого существа или духа, вызывающего патология, или изгнать его из тела пациента человека. Максимально древние заговоры были основаны не только лишь на вере в силу слова, однако в первую очередь на вере в заговорный обряд, в волшебное воздействие, которые с течением времени отпали и забылись. Из заговоров были: "на останов крови", от зубной болевые ощущения, от гипертермии. Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить злого духа. Патология, возможно, обмануть: для этой цели меняли имя, одежду, маскировали пациента или человека, могущего заболеть. Большая иррадиация в различных странах имела устрашающие методы для того, чтоб "изгнать" патологию из тела пациента или помешать ей "войти" в него. Для "изгнания" патологии использовались слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное старт высасывалось из раны, язвы. Для того чтоб патология проще могла "выйти" из пациента, первобытные люди делали на черепах малышей трепанационные отверстия. Археологи в разных странах выявили многочисленные черепа с такими отверстиями. Наряду с эмпирическими средствами знахари применяли и средства внушения: волшебные действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т. д. При общественном разделении усилий в первобытном обществе выделялись некоторые профессии и из них знахари, в обязанности которых входила лечебная работа, примитивное врачевание. Изначально эти лекари - ремесленники не были связаны с духовные служители культа - жрецы и случилось слияние функции знахаря и жреца. Зачатки врачевания у вост, славян в родовом периоде. У наших предков вост. славян при первобытнообщинном строе отмечались зачатки врачевания, старт народной эмпирической медицины и народной гигиены. У вост. славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Однако были люди, выполнявшие функции языческого духовенства. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди. Народ их называл ведунами (от слова "знать"), знахарями (от слова "знать"), колдунами. Этим людям народ приписывал знание лечебных средств, власть силой заговоров и заклинаний проникать в будущее. В верованиях старинных славян анимизм и магия слились с культом предков, максимально характерной для патриархально-родового строя формой религиозного сознания. Носителями познаний долгое время были народные врачеватели. Еще в дофеодальной Руси были известны и распространены народные врачеватели. В усвоении практических навыков лечения существенную роль играла преемственность врачебных познаний. Врачевание славян в период их перехода к земледелию было подлинно народным врачеванием, одной из ранних форм народной медицины. В этом отношении у вост. славян отмечались в основном те же явления, которые были описаны выше в разделе о медицине при первобытнообщинном строе. В древней народной медицине у славян отмечались нерациональные и рациональные элементы и явления борьбы м/у ними. Накопление и обогащение народного опыта, расширение практического знания природы, в т.ч. в области врачевания, отражали реалистические убеждения. Мистические представления о болезнях, их причинах, о загадочных силах, волшебные действия для ликвидации заболеваний были связаны с элементами религиозных убеждений. В особенности интересны верования и предания о лихорадках, веками жившие в народе. Наименование "гипертермия" случается от слов "лихо" и "радеть", т. е. действовать во вред чему-то. Заботиться о кому нибудь со злобным намерением. Народ насчитывал лихорадок 9 или 12, при этом в их названиях описывались ,перечисляя те явления, которыми каждая из лихорадок мучит пациента (тряся, леденя, огне, пухнея, гнетя, знобея, ломая, желтея, корче  и т. д.). Вера в одушевленность природы, порожденная незнанием ее и страхом перед ней, создала обряды и культ (порядок почитания богов), смысл которых в желании умилостивить враждебные человеку силы. Из практической работы человека, из его усилий образовалась уверенность в возможности победы человека над природой. Уверенность эта в связи с анимизмом создала магию - веру в силу обрядов, культа и позже в силу слова (заговоры). Врачевание у первобытного человека появилось ,серьезно раньше возникновения у него зачатков религиозных верований и на протяжении продолжительного времени не было связано с религиозными культами. Жизнь заставила человека думать о потребности помогать заболевшему. Утверждения некоторых историков медицины о том, что врачебное дело постоянно было тесно связано с религией, ненаучно. Внесение элементов демонологических убеждений в представления о патологии и в практику лечебной работы случилось на более поздних этапах существования родового строя. Но еще и в период образования религиозных убеждений в медицине первобытного общества сохранились элементы эмпирического опыта народа. М/у  эмпирическим опытом и выработанными при помощи его рациональными приемами врачевания, с одной стороны, и магическими действиями, молениями, заговорами с иной, шла постоянная борьба. В период разложения первобытнообщинного строя с развитием демонологических представлений о патологии врачебная работа вошла в сферу работы нарождавшихся представителей религиозных культов, жрецов, сблизилась с культовыми религиозными установлениями. Тесная связь медицины с религиозными культовыми установлениями в форме так называемой жреческой, храмовой медицины была характерной чертой на протяжении большей части последующей, рабовладельческой общественно-экономической формации. Двоякий характер врачевания в древности оставил в некоторого количества языках отражение в названии медицинской профессии. Так, термин "эскулап" (в древней Руси "эскулап") отражает реалистическую струю народного опыта в отношении лечения (средство) и по собственному филологическому происхождению аналогичен перешедшим из латинского языка "медик", "препарат", "медицина" (от medicare - лечить). Термин же "доктор" (и производные от того же корня "врачевать", "врачебное дело", старые "врачьба, врачество" и т. п.). Произошел от древнеславянского корня "вър", что значило "шептать, заговаривать, шептать" и отражало волшебные действия и заговоры, к которым прибегали врачи прошедшего. В особенности резко это отразилось в болгарском и сербском языках, где до настоящего времени абсолютно различны по значению слова "лекар" (и производные "лекарка", "средство", "лекарница" и т. п.). Означающее- медик, эскулап, доктор, врач, и слово "доктор" (и многочисленные производные от того же корня "врачара", "врачка", врачевание, и т. п.), что обозначает - волшебник, колдун, знахарь, предсказатель, ворожей. Значение народной медицины. Немало лечебных приемов и средств, возникших в первобытнообщинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется существенное количество людей. В течение массы вв. переходили из поколения в поколение древние лечебные средства и приемы. Первобытная медицина не могла сохраниться в неизменном виде; в ходе последующего длительного развития она обогащалась новыми данными. Доктору абсолютно требуется быть знакомым с народной медициной, знать убеждения народа на какой-либо вопрос медицины, знать народные обычаи, традиции, и вредные предрассудки, для того чтоб бороться с ними в собственной повседневной работе. В народной медицине содержится много нерациональных и даже вредных приемов и средств, отражающих невежество и предрассудки, в том числе связанные с религиозными культами и обрядами. Хотя неправильно представлять народную медицину как соединение одних суеверий и вредных обычаев. Ценность народной медицины заключается в накоплении эмпирических наблюдений, могущих служить материалом для науки. Задача научной медицины выделить из медицины народной рациональное и здоровое ядро и, тщательно изучив эмпирические народные средства, применять их в виде научно проверенных средств и приемов лечения.